Цель процесса Управление конфигурациями (Configuration Management) - оказание помощи в управлении экономическим значением (economic value) ИТ - сервисов (комбинация требований клиентов, качества и затрат) за счет поддержания логической модели инфраструктуры ИТ и ИТ - сервисов, а также предоставление информации о них другим бизнес-процессам. Это реализуется путем идентификации. мониторинга, контроллинга и обеспечения информации о Конфигурационных Единицах (КЕ) и их версиях.
( IT Service Management, an introduction, Publisher: Van Haren Publishing, 2002, ISBN 90-806713-63, )
Владелец процесса - менеджер изменений.
Важно не путать процессы Управление конфигурациями и Управление активами.
Управление активами - учетный процесс для мониторинга аморизации активов. Процесс отвечает за поддержку записей в базе информации
о цене, амортизации, подразделениях, владеющих этими активами.
Управление конфигурациями - отвечает за поддержание информации о взаимоотношениях между КЕ и за стандартизцию КЕ. Процесс отвечает за мониторинг информации о статусе КЕ, их местоположении и всех изменениях КЕ.
Планирование: определение стратегии, правил и целей для реализации процесса, определение инструментария и ресурсов, определение интерфейсов с другими процессами, проектами, поставщиками и т.д.
Идентификация:
Разработка модели данных для записи в базу конфигураций всех компонент инфраструктуры ИТ, отношений.между ними, а также информации о владельцах этих компонент, их статусе и соответствующей документации.
Принципы идентификации вытекают из задач Управления сервисами. Например, если предъявляются требования к безопасности, то необходимо учитывать MAC- адрес. При выборе именования КЕ как правило рекомендуется, чтобы имя было логичным и неизменяемым.
В качестве неудачного приводится пример имени персонального компьютера, которое включает в себя имя комнаты, где он находится:
pcroom313
Для PC это может быть верно потому, что при переносе его в другую комнату, возникнет рассогласование с логикой построения. Либо имя менять, либо мириться с тем, что компьютер pcroom313 находится в комнате, например, 314.
В то же время, для таких КЕ, как маршрутизатор, имя, отражающее местоположение разумно и рекомендуется Cisco: "We also recommend identifying DHCP ranges and adding them to the DNS, including the location of the users. This may be a portion of the IP address or a physical location. An example might be "dhcp-bldg-c21-10" to "dhcp-bldg-c21-253", which identifies IP addresses in building C, second floor, wiring closet 1." .
При возникновении инцидента имя маршрутизатора даст информацию необходимую для скорейшего восстановления сервиса.
Общие рекомендации по соглашениям именования:
- наименования оборудования должны легко читаться и быть понимаемыми пользователями, бирки на нем должны быть надежно закреплены. Наименования должны быть согласованы с провайдерами, осуществляющими оутсорсинг и/или поставщиками третьих фирм.
- документы, находящиеся под контролем процесса (SLA, процедуры, рабочие инструкции и пр.) должны содержать указание на КЕ (номер версии, дату и т.п.)
- копии программного обеспечtния должны храниться в DSL - Definitive Software Library.
Очевидно, что при развитой инфраструктуре количество компонентов может быть очень велико и не все эти компоненты нужны для предоставления и поддержки сервисов. Поэтому необходимо определить "Сферу охвата (Scope)" и "Глубину детализации (Level of Detail)" для всего множества КЕ.
Сфера охвата (Scope) определяет, какая часть инфраструктуры будет находиться под контролем процесса. Например, мы можем охватывать только сервера и маршрутизаторы. Правильный выбор Сферы охвата очень важен на начальном этапе внедрения процесса Управление конфигурациями.
Глубина детализации (Level of Detail) - важный аспект, определяющий в дальнейшем отношения между КЕ. Отношения, как правило рассматриваются следующие:
Физические:
- "родители - дети";
- "соединенная"
Логические:
- "копия"
- "использует" когда одна единица использует другую. Например, программа использует сервер.
Контроль:
Это означает, что процесс контролирует все изменения КЕ, кем бы они не производились (например процессами Change Management или Incident Management).
Мониторинг статуса:
В процессе жизни статус КЕ может меняться от "заказано" до "исключено из конфигурации". Задача процесса отслеживать реальный статус КЕ, содержащихся в базе.
Верификация:
Насколько информация в базе конфигураций соответствует реальности?
Отчеты:
Отчеты руководству и другим процессам для осуществления их эффективного выполнения.
Возможные трудности при внедрении.
- распределение ответственностей внутри организации;
- выбор КЕ;
- попытки обойти процедуры, установленные процессом;
- трудности верификации.